Содержание
- Какие споры рассматривает третейский суд
- Статья 64
- Земельный спор может быть рассмотрен третейским судом
- Какие споры вправе рассматривать третейский суд
- Земельный Спор Может Быть Рассмотрен Третейским Судом
- Земельное право
- В каком суде разрешаются земельные споры между юридическими лицами
- Земельный Спор Может Быть Рассмотрен Третейским Судом
- Статья 64 Рассмотрение земельных споров
- Какие суды рассматривают земельные споры
- Какой суд рассматривает земельные споры
- Разрешение земельных споров в третейских судах
Какие споры рассматривает третейский суд
Среди нематериальных или неимущественных споров чаще всего третейский суд рассматривает исковые заявления по действию договора. Например, если одна из сторон решила в одностороннем порядке расторгнуть или пересмотреть условия договора, сторона решила не продлевать договор и пр.
- Вносите в свой договор третейское соглашение (третейскую оговорку) в которой содержится информация о том, что все споры по настоящему договору рассматриваются Первым Арбитражным третейским Судом.
- В случае возникновения спора подаете исковое заявление в суд.
- Решение выносится в срок до 14 дней.
Статья 64
По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.
— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;
Земельный спор может быть рассмотрен третейским судом
Обращение за разрешением спора в суд в этих условиях было возможно лишь после принятия решения по делу местной администрацией или её уполномоченным органом. Действующее законодательство содержит гарантии защиты любых оспоренных или нарушенных прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков и предусматривает механизмы их реализации. При этом судебная защита в современных условиях является наиболее приемлемой и эффективной формой защиты нарушенных или оспоренных прав, так как судебные органы отличаются самостоятельностью и независимостью по отношению к законодательной и исполнительной власти.
Третейский суд — это негосударственный юрисдикционный орган. Согласно ст.2 указанного Федерального закона третейский суд может быть постоянно действующим или образованным сторонами для решения конкретного спора. В третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Какие споры вправе рассматривать третейский суд
Современное третейское разбирательство охватывает все новые и новые сферы общественных отношений: банковскую, биржевую, аграрную, недвижимость, интеллектуальную собственность, энергетику, спорт, инвестиции, медицину, Интернет, авиационную промышленность, металлургию, страхование, аудит. Количество дел, рассматриваемых наиболее активными третейскими судами, достигает 100 — 300 в год, а иногда и 500 – 600. Однако стоит иметь ввиду, что не каждый возникший спор может быть предметом рассмотрения третейского суда. О том, какие споры вправе рассматривать третейский суд, рассказывает председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области, адвокат Олег Сухов.
Во-вторых, должна быть соблюдена компетенция третейского суда или, как ее называют «арбитрабильность», так как не все споры могут быть предметом рассмотрения третейского суда. Согласно ч. 2. ст. 1 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» для рассмотрения в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Однако такая формулировка не позволяет не только простым участникам гражданских правоотношений, но и ведущим юристам, прийти к единому мнению о подсудности (неподсудности) тех или иных споров, в связи с чем хотелось бы выделить категории дел, которые неподсудны третейскому суду.
Земельный Спор Может Быть Рассмотрен Третейским Судом
В судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры: об отказе в предоставлении земельного участка; о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка; об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т. д.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, одной из сторон которых выступают граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам.
Земельное право
1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права. При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах . Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.
В каком суде разрешаются земельные споры между юридическими лицами
N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» <1.———————————<1 Вестник ВАС РФ. 2001. N 5. 2. Согласно п. 2 ст. 64 ЗК до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Форма договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда только письменная.
Земельные споры можно подразделить на три группы: — споры о признании права на земельный участок; — споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения; — споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю.
Земельный Спор Может Быть Рассмотрен Третейским Судом
В этой связи представляется неправомерной практика третейских судов, которые разрешают споры, в которых имеется публично-правовой элемент, например в сделках, заключаемых публичными властями и частными субъектами, при помощи которых оформляется процесс приватизации. Представляется, что соответствующая практика является неправомерной, поскольку в компетенцию третейского суда не входит рассмотрение споров публично-правового характера (а в приватизационной сделке превалируют публично-правовые начала, хотя, конечно, завершающий этап приватизации оформляется в виде договора купли-продажи, который по своей природе имеет гражданско-правовой характер), и, следовательно, должна быть прекращена. Впрочем, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации уже высказался по поводу заключения третейских соглашений о передаче споров, вытекающих из приватизационных отношений, на рассмотрение третейского суда, признав по одному из рассмотренных в порядке надзора дел недействительным соответствующее третейское соглашение*(849). В этой связи сложно согласиться с критикой указанного постановления, встречающейся в юридической литературе*(850). Такая критика не учитывает публично-значимых элементов в процедурах приватизации, т.е. таких элементов, которые отражают властный характер возникающих правоотношений. Разрешение же споров по поводу публично-властных правоотношений частными органами, каковыми являются третейские суды, допустимо только в случаях, когда это прямо предусмотрено действующим законодательством.
Примером, иллюстрирующим высказанное суждение, является соотношение норм Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации". В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах). Предположим, что соглашение о разделе продукции оспаривается как недействительное с точки зрения того, что в процессе его заключения были нарушены нормы, предписывающие сторонам (в том числе и государственным органам) соблюсти определенные условия его заключения. В том случае, если указанные нормы имеют публично-правовой характер, т.е. их реализация не зависит от волеизъявления лиц, заключивших данное соглашение, и подлежат исполнению в публичных интересах, то разрешение данного спора не является компетенцией третейского суда. Однако в силу прямого предписания п. 2 ст. 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", предусматривающего возможность изъятия из общего правила, соответствующая норма Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" позволяет передать на рассмотрение третейского суда (в том числе и в международный коммерческий суд) споры, связанные как с исполнением, прекращением, так и недействительностью такого соглашения. В то же время ст. 22 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" не позволяет передать на разрешение третейского суда споры между государством и инвестором, связанные с заключением соглашения о разделе продукции. В основе концепции Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" лежит признанная в международном праве и в зарубежном законодательстве юридическая доктрина ограниченного (функционального) иммунитета, согласно которой государство, выступая в гражданско-правовых отношениях с частными субъектами не использует своих возможностей абсолютного иммунитета, которым обладает государство-суверен. В то же время вышеприведенная норма этого закона подтверждает, что наше государство не проводит последовательной законодательной политики при реализации доктрины ограниченного (функционального) иммунитета, поскольку в определенного рода случаях не допускает возможности разрешения споров между государством и частными иностранными инвесторами, в том числе и при посредничестве арбитражных (третейских) учреждений. Впрочем, на отсутствие четкой позиции российского законодателя по этому вопросу в литературе обращалось внимание*(853).
Статья 64 Рассмотрение земельных споров
Норма, сформулированная в п.1 ст.64 Кодекса, является императивной и не предполагает расширительного толкования. Она устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. При этом следует полагать, что использованное в комментируемой статье неправовое понятие «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных правоотношений. Содержание этих правоотношений определено в ст.3 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней). Многие земельные споры разрешаются в порядке искового производства [246] .
Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, определяется в соответствии со ст.28 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Какие суды рассматривают земельные споры
относятся к низшему звену в системе судов общей юрисдикции, они рассматривают самые простые гражданские дела. Мировые судьи осуществляют деятельность на судебных участках, которые образованы по всей территории Российской Федерации. Каждая улица, каждый дом относится к какому-то судебному участку. В случае временного отсутствия одного мирового судьи его заменяет другой мировой судья, как правило, с соседнего участка.
В соответствии с процессуальным законодательством РФ при подаче искового заявления в суд предъявляются доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом и договором.
Какой суд рассматривает земельные споры
На основании федерального законодательства Российской Федерации к полномочиям Третейского органа отнесено разрешение любых спорных ситуаций, возникающих на основе гражданско-правовых отношений, это касается и споров с гражданами иностранного государства и юридическими лицами, возникающими при проведении коммерческих операций. Отечественные Третейские суды в большинстве случаев рассматривают дела, основанные на экономических взаимоотношениях.
Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений.
Разрешение земельных споров в третейских судах
В настоящее время в Российской Федерации сформированы необходимые правовые условия для развития третейского разбирательства. Прежде всего, приняты законодательные акты, которыми урегулированы отношения в двух основных сферах - внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража. Можно предположить, что объем законодательного регулирования третейского разбирательства в Российской Федерации достаточен, дальнейшее существенное его расширение нецелесообразно. Неурегулированные в федеральном законодательстве вопросы должны быть перенесены на уровень локального нормотворчества. Это, однако, не означает отказа от возможности его дальнейшего совершенствования по ряду направлений.
Сложившийся в Российской Федерации механизм разрешения земельных споров вполне способен решить задачу защиты прав граждан, в частности, конституционно закрепленного права частной собственности на землю, но основная нагрузка приходится на судебную систему, которая также имеет недостатки. Недостатки судебного порядка разрешения земельных споров связаны: во-первых, с большим объемом дел, рассматриваемым судами, из-за чего не всегда дела разрешаются быстро и правильно; во-вторых, суды в своей деятельности должны руководствоваться «законом и совестью». Законодательство, а именно нормы материального права, на которых основываются выводы суда, еще недостаточно развито, поскольку институт частной собственности на землю сложился в стране относительно недавно. Другая проблема - высокий уровень коррупции в РФ, который мешает действенному функционированию системы государственных органов, в том числе административных и судебных.