Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2019 пример

Резерв по сомнительным долгам

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

ПРИМЕР 2. В организации была ранее признана сомнительной задолженность в размере 10 000 руб. По ней был создан резерв в размере 7 тыс. руб., который потом был пополнен до 100% суммы долга. После истечения сроков исковой давности данная задолженность была признана безнадежной и списана в убыток. Рассмотрим проводки (каждая на свою дату проведения той или иной операции):

Как с — 2019 года изменились правила создания резерва по — сомнительным долгам в — налоговом учете

Сразу скажем, что определение сомнительной задолженности не поменялось. Как и ранее, к ней относятся любые долги перед налогоплательщиком, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не погашенные в сроки, установленные договором. Сохранилось и дополнительное условие: задолженность признается сомнительной только в случае, если она не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Данное новшество благоприятно для налогоплательщиков. Особенно наглядно положительный характер поправок проявится в ситуации, когда срок возникновения задолженности на последнее число года составлял от 45 до 90 дней, а в первом квартале превысил 90 дней. При таких обстоятельствах величина долга, включенного в резерв по итогам первого квартала, вдвое больше той, что включена в резерв по итогам года. Но по прежним правилам «квартальный» лимит был меньше «годового», так как выручка за год чаще всего превышает выручку за квартал (см. «Как рассчитать резерв, если 45 дней с момента возникновения сомнительного долга истекают в одном налоговом периоде, а 90 дней — в другом»). По новым правилам, лимит первого квартала будет больше или равен лимиту предыдущего года.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (нюансы)

  1. Просроченные долги перед банками по оплате процентов и основного долга, возникшие после 01.01.2015, считаются сомнительными независимо от наличия обеспечения по ним.
  2. Не признается сомнительным долг, возникший:
  • у страховых организаций, создающих страховые резервы, в части неоплаченных страховых премий (взносов) по страховым договорам;
  • у кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций по задолженности, в отношении которой эти юрлица формируют резерв на возможные потери по займам.
  1. По нему истек общеустановленный срок исковой давности, составляющий 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
  2. Обязательство по оплате стало невозможным для исполнения, в т. ч. вследствие возникновения следующих обстоятельств:
  • издания госорганом соответствующего акта;
  • ликвидации должника.
  1. Имеет место постановление ФССП о невозможности осуществления взыскания.

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2019 проводки

Долг перед компанией, возникший в связи с реализацией товаров, либо в результате оказания работ и услуг, вероятность погашения которого очень низкая считается сомнительным. В статье расскажем про создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете проводки, дадим примеры расчета.

До 2019 года компании имели право включать в резерв всю сумму долга. В настоящее время это четко регламентируется п.1ст.266 НК РФ. При этом, нужно учитывать, что впервые применить данное нововведение компании имеют право только по итогам 1-го квартала 2019 года. А резервы 2019 используются по требованиям НК РФ в прежней редакции.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2019

Запишите в учетной налоговой политике, что проводите инвентаризацию дебиторки для резерва по сомнительным долгам по правилам приказа № 49 . В бухучете пересчитывайте долг в рубли каждый отчетный период (месяц, квартал или год — по решению компании). При инвентаризации берите данные бухучета. Предъявите учетную политику на проверке, это объяснит налоговикам, как организация формирует резерв.

Неподробные акты. Компания на проверку сдала договор купли-продажи техники, акты приема-передачи, паспорт техники и счета-фактуры. Эти документы подтверждали сомнительный долг. Налоговики нашли изъян в актах: из них не было понятно, что за технику компания передала, а также относятся ли акты к договору. Инспекторы исключили долг из резерва. УФНС посчитало, что документов достаточно, и поддержало компанию. Управление отметило, что все обязательные реквизиты в актах есть (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Рекомендуем прочесть:  Образец справки о задолженности по коммунальным платежам образец

Резерв по сомнительным долгам

Если полученная величина резерва больше величины резерва, созданного на последнее число предыдущего квартала (месяца), надо включить разницу между ними в прочие расходы (доначислить резерв). Если же меньше — включить разницу между ними в прочие доходы (восстановить резерв).

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства (п. 70 Положения по бухучету N 34н).

Особенности формирования резерва по сомнительным долгам в 2019-2019 году

Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:

Организация создает резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:
— на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;
— при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;
— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
При этом сумма создаваемого резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При исчислении резерва в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
Разница между суммой резерва, исчисленного на конец текущего отчетного (налогового) периода, и его остатком подлежит включению в состав внереализационных доходов или расходов налогоплательщика (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Как видим, порядок определения резерва по сомнительным долгам и использование данного резерва отличаются от аналогичных правил для бухгалтерского учета. В отличие от бухгалтерского учета, налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва.
В силу ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Рекомендуем прочесть:  Если Квартиранты Затопили Соседей Кто Возмещает Ущерб

В силу п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н) организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
За счет резерва списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания (п. 77 Положение N 34н).
Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением.
Величина дебиторской задолженности показывается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы резервов по сомнительным долгам, что позволяет отражать реальное финансовое состояние организации.
В письме Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 разъяснено, что в соответствии с Положением N 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика должна обеспечивать, наряду с другими требованиями, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.
Порядок формирования резервов (в частности, периодичность их создания), а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.
Вместе с тем п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.
По мнению И.Р. Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в связи с тем, что резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности (смотрите интервью чиновника журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2011 г.).
Отметим, что на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Таким образом, организация создает резерв при выявлении в ходе инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности. При этом периодичность проведения инвентаризации (создания резервов) определяется организацией самостоятельно (например, ежеквартально).
Ограничений по максимальному размеру создаваемого в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.
Отчисления в резервы по сомнительным долгам являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Резервы в налоговом учете 2019

Резерв по отпускам в налоговом учете создается в порядке, определенном самой организацией (ст. 324.1 НК РФ). То есть нужно установить предельную сумму отчислений (предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв.

Резерв сомнительных долгов может быть создан только по задолженности покупателей, связанной с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, которая не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией и не погашена в установленный договором срок (ст. 266 НК РФ).

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2019 пример

Если у вас есть дебиторская задолженность, которую можно признать сомнительной, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете 2019 формируйте обязательно (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Формируйте резервы ежеквартально или с иной периодичностью в зависимости от того, как часто вы составляете бухгалтерскую отчетность. Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). Изменения отражаются в прочих расходов того периода, когда они произошли. Так, если вы составляете отчетность ежеквартально, формируйте резервы 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря каждого года.

Ссылка на основную публикацию